Песня, не вошедшая в фильм…: беседа с Владимиром Шишковым

У нас в гостях Владимир Шишков – автор уникального YouTube-канала. Начиналось всё с создания роликов о посёлке Великодворье Владимирской области – родине автора, но вскоре Владимир решил поискать другую тему для творчества. Так зародился цикл роликов по песням, написанным специально для некоторых отечественных фильмов, но по тем или иным причинам не вошедшим в них. Говорить мы сегодня будем именно об этом.

Владимир Шишков

ОМ: Я познакомилась с вашим каналом, когда искала материалы о песне «Сядь со мною рядом», написанной для советского фильма «Боксёры». Я тогда запуталась и уже собиралась смотреть фильм, чтобы понять, звучала ли в нём всё-таки эта песня. Разобраться помог ваш ролик. Расскажите, с чего началось ваше увлечение кинематографом?

ВШ: Любил я это дело – ходить в кино… Очень нравились индийские фильмы, как не покажется смешным. Индийское кино для меня и сейчас остаётся интересным как ностальгия по детству и юности… Это, как правило, фильмы производства Индии, снятые в 60-80-ые годы. А любовь к кинематографу закрепилась позднее, когда в пору студенческой юности (я учился в Ленинградском университете на экономическом факультете) стал читать специальную литературу, журналы «Искусство кино», «Советский экран», «Спутник кинозрителя», посещал премьерные и фестивальные показы отечественных и зарубежных кинолент.

“Я сотрудничаю с Одесской киностудией, многие киноведы даже обращаются ко мне за консультациями, а некоторые журналисты используют мои ролики при подготовке своих материалов к эфиру. Не побоюсь даже высказать предположение, что подобной систематизированной коллекции больше не встретить.”

ОМ: Как вы находите идеи для своих роликов? Что это: случайное везение или планомерное сопоставление данных о музыкальном оформлении фильмов?

ВШ: Вопрос, конечно, интересный вы задали… Моё оружие – это Яндекс и Гугл. Поиск чем-то напоминает рыбную ловлю или поход в лес по грибы. Вначале всё лежит на поверхности, темы встречаются сплошь и рядом при одном лишь введении банальной ключевой фразы «песня не вошла в фильм». Это сродни сбору исключительно белых грибов в случае их огромного урожая при полном пренебрежении к другим грибам. Или похоже на ловлю рыбы сетью с большой ячейкой…

Ролики рождались, как горячие пирожки. Крепло моё мастерство в создании слайд-шоу, повышалась и творческая планка как режиссёра. Но белые грибы и крупная рыба стали попадаться мне всё реже…

ОМ: Давайте чуть отвлечёмся от темы. В итоге вы остановились на формате слайд-шоу, верно? Почему не видео?

ВШ: Два года назад я просто ответил бы: «Да, ну его к чёрту – возиться с этим видео!». Наверное, также ответил бы и сейчас, но уже с другим осмыслением. Конечно, крайне трудоёмкая операция – работа с видео. Но я давно поймал себя на мысли, что с помощью формата слайд-ролика можно рассказать всё, что угодно. А с видео – есть ограничения. Мне трудно это объяснить… Например, 15-секундное слайд-шоу, в котором попеременно меняются 3 женских крупных плана на 3 мужских крупных плана (взгляды друг на друга с различной мимикой) смотрится намного выразительнее, чем аналогичный по тематике фрагмент в формате видео с той же продолжительностью.

“Изречение «Остановись, мгновение, ты прекрасно!», наверное, и является девизом моей работы.”

Конечно, пик совершенства – когда формат слайд-ролика перестаёт быть статичным, когда зритель не замечает, что он следит лишь за сменой застывших кадров. Я думаю, что в некоторых своих работах я достиг подобного эффекта. Посмотрите на сей счёт ролик по фильму «Земля Санникова» с песней Высоцкого «Баллада о брошенном корабле». Это рубежная для меня работа сделана ровно год назад. Считаю, что после неё я вышел на более высокий уровень иллюстрации песни.

Владимир Высоцкий – Баллада о брошенном корабле

ОМ: Вернёмся к истории канала. Что вы предприняли, когда крупная рыба перестала попадаться так часто?

ВШ: Я несколько раз опускал руки: всё, тема исчерпана… Но нет! Сохранив главный посыл своего цикла, я лукаво расширил тематику и обратил внимание на полные версии песен, написанные для фильмов, но вошедшие в них в сокращённом варианте. Иными словами, полная версия песни, не вошедшая в фильм… Например, для фильма “Остров сокровищ” (1971) Алексей Рыбников написал песню «Ах, бедный мой Томми», которая прозвучала без последнего куплета и припева к нему. У меня на канале есть полная версия этой песни.

Рафик Аюпов – Ах, бедный мой Томми

ОМ: Да, благодаря вашей подсказке я обратила внимание, что в песенке «Расскажи, Снегурочка» из «Ну, погоди!» есть ещё один куплет, который не вошёл в мультфильм, и поспешила сообщить об этом читателям :)

ВШ: Не берите в голову, моя подсказка – это мелочь!.. :) Ещё в поле моего зрения попали варианты исполнения песен, рассматриваемые для включения в фильмы, но вошедшие в них в другом исполнении. Речь не о поздних перепевках, а именно о рассматриваемых на стадии создания фильма вариантах исполнения песни.

Например, саундтреки к «Семнадцати мгновениям весны». Что сохранилось? Две основные песни фильма: «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине» в исполнении Кобзона и Магомаева. Магомаевские варианты есть у меня на канале. Но пробовались не только они, но и другие исполнители. Фанаты продолжают искать версии этих песен в исполнении Мулермана – говорят, мощная была запись, а также Ободзинского, Барашкова, Никитского… Ещё есть две записанные Кобзоном, но не вошедшие в фильм песни «А ты полюбишь» и «Города». Они тоже выложены у меня на канале. И есть одна не вошедшая и не записанная песня «Снег» («Я люблю, когда над городом снег»). Эта песня осталась в нотах или в партитуре. Об этом подробно пишет Вера Таривердиева в своей книге «Биография музыки». Увы, ни нот, ни партитуры этой песни я не нашёл…

Иосиф Кобзон – А ты полюбишь

ОМ: Бывало ли, что поиски приводили вас к ложным выводам?

ВШ: В моей практике было два прокола, о которых я узнал намного позже. Один из них – мой самый первый ролик цикла по Штирлицу. Не было никакой песни «Сыну» для этого фильма. Было стихотворение Роберта Рождественского, адресованное своему другу Иосифу Кобзону по случаю рождения его сына. Стихотворение переложили на музыкальную композицию «Дороги» из фильма, появилась песня, которую и записал Иосиф Кобзон. Потом родился миф о песне к фильму, на который купился и я… Ролик я оставил на канале (всё-таки самая моя первая работа по этой теме), предварительно внеся изменение в описание к нему.

Второй мой прокол связан с песней «Звезда» в исполнении группы «Кукрыниксы», якобы, для фильма «Девятая рота». На этот раз я был введён в заблуждение двусмысленностью формулировки статьи в Википедии о сотрудничестве музыкантов группы и режиссёра картины при подготовке саундтрека. Потом уже выяснилось, что речь шла о другой песне группы для финальных титров фильма, которую в итоге не приняли продюсеры фильма. К тому времени мой ролик по песне «Звезда» стал хитом (сейчас у него более 4,2 млн. просмотров), но я получил по носу от знатоков творчества группы за невежество. Пришлось выходить из положения: вносить изменения в описание к ролику, сделав его 2-й частью, предварительно создав 1-ю часть по песне группы, действительно не вошедшей в фильм.

С тех пор я скрупулезно подхожу к каждой новой работе, проверяя информацию многочисленными перекрёстными источниками.

“На моём канале в циклах «Песня, не вошедшая в фильм…» и «Высоцкий. Песня, не вошедшая в фильм…» выложено около 180 роликов, и по каждому я готов дать исчерпывающие пояснения. Вся информация по песням тщательно выверена.”

ОМ: Вы всегда пересматриваете фильмы, по которым разрабатываете материал? 

ВШ: Сами фильмы специально я редко пересматриваю, так как практически готов и подкован уже бываю на подготовительном этапе. Но в процессе нарезки кадров всё равно пробегаю весь фильм и лишний раз удостоверяюсь в точности информации. Очень часто не вошедшая в фильм песня оставляет в фильме музыкальную тему. Стараюсь разыскать её и по мере возможности изготовить свой, склеенный из нескольких частей аудиотрек для ролика. В качестве примера могу привести одну из последних моих работ: это «Окна» («Самим себе судьи, самих себя судим…») – неизвестная песня для фильма «Москва слезам не верит». Пришлось изрядно повозиться с изготовлением своего трека из трёх частей.

Сергей Никитин – Окна

ОМ: Сколько же времени у вас в среднем уходит на изготовление ролика? Ведь вы, получается, ещё и монтируете аудио, а не только работаете над видеорядом. 

ВШ: По-разному… От суток до 2-3 дней. Много времени занимает нарезка кадров, «пазликов», как я их называю. Я очень щепетилен и иногда нарезаю до 7-8 тысяч кадров с фильма, чтобы выбрать 60-90 для песни в зависимости от её продолжительности.

Собственное аудио я собираю и склеиваю очень редко. Только тогда, когда считаю, что это крайне необходимо. Например, меня поразила инструментальная версия с виолончелью «Романса Минского», не спетого Михалковым в фильме «Станционный смотритель» (музыка Шварца, стихи Окуджавы). Кстати, его запретила цензура. Режиссёру Соловьёву было сказано, что, мол, вы снимаете фильм по Пушкину, а кто таков Окуджава?! Вот мимо инструментальной версии этого романса, оставленной в фильме вместо самого романса, я никак не мог пройти. Получился ролик. Я им доволен. Признаться, довольным от своих работ я не всегда бываю… Мне там нравится концовка: одно из удачных моих решений среди всех роликов. Бывают такие фирменные фишечки, которые рождаются внезапно, но которыми гордишься очень долго…

Никита Михалков – Романс Минского

ОМ: Но цензура ведь не являлась основной причиной, по которой песни не попадали в фильмы?

ВШ: Бытует широкое заблуждение, что песни в советские фильмы не попадали исключительно по цензурным соображениям. Это не верно… И в те времена также, как и в наши дни, иной взгляд режиссёра картины на концепцию своего фильма порой становился и становится препятствием на пути песни к фильму.

ОМ: Расскажите, как вы взаимодействуете с комментаторами? Какое участие они принимают в жизни проекта? Может, были какие-то ролики, сделанные по их советам?

ВШ: Стараюсь ответить практически всем. Если вижу прямое заблуждение из-за незнания материала, указываю ссылки на первоисточники. Хорошо, когда встречается адекватный оппонент… Вы просто не представляете, сколько всезнаек, которые, невзирая на мои ссылки, разъяснения и прочие потуги, продолжают дискуссию по принципу «Этого не может быть потому, что не может быть никогда»! Надо с горечью признать, что многие игнорируют описания к роликам, поэтому часто в своих комментариях попадают пальцем в небо. Ну, а о вкусовых предпочтениях трудно спорить, поэтому ограничиваюсь озвучиванием своей позиции и сворачиваю полемику.

Как правило, в комментариях редко мне подсказывают новые темы. Всё-таки поиском тем занимаюсь я сам. Правда, справедливости ради, надо признать, что за последние два месяца получил две-три хороших наводки, результатом которых были конкретные ролики.

ОМ: Что у вас в копилке идей? Поделитесь напоследок какими-нибудь секретами :)

ВШ: У меня в закромах много историй… Готовые песни и сами фильмы есть… И есть возможность сделать ролики, но откладываю пока – нельзя объять необъятное. Опережают более интересные находки. А иногда просто считаю себя не созревшим для серьёзной работы над тем или иным роликом. Ещё ждут своего часа Гребенщиков и Цой, Пугачёва и Ободзинский, Леонтьев и Гурченко, Градский и Мушкамбарян. Тупо накладывать видеоряд не хочу и не буду – я слишком бережно отношусь к исходному материалу. Приоткрою тайну: Гребенщиков – для одной картины, премьера которой состоялась несколько месяцев назад. А заканчивая тему закромов, скажу одно: хорошо, когда они есть! Есть возможность выбора!


Уважаемые читатели! Если вам есть, что сказать, или вы хотите задать вопрос нашему гостю, – комментарии к вашим услугам. Спрашивайте, делитесь впечатлениями и подписывайтесь на канал Владимира Шишкова в YouTube.

Поделиться: