Что такое этот ваш автотюн?

В этой заметке я расскажу, что такое «автотюн» (Auto-Tune), откуда он взялся и почему многие до сих пор не могут понять, как относиться к этой технологии.

Auto-Tune — это название программы, имя которой стало уже нарицательным, как ксерокс или памперс. Это значит, что сейчас словом «автотюн» могут назвать любую программу, позволяющую менять чистоту музыкального тона. Иными словами, когда кто-то фальшиво поёт или играет, на помощь приходят именно такие программы. Кроме того, они помогают, когда у исполнителя проблемы с вибрато, когда он не может правильно воспроизвести ритмический рисунок, или тембр у него недостаточно интересный.

Создатель Авто-Тюн — Энди Хильдебранд (Harold Andy Hildebrand). Фото: imagenesmy.com

Что за учёный мог придумать такую программу? Вас, возможно, удивит, но Энди Хильдебранд — геофизик. Для американской нефтяной компании Exxon он разработал комплексные алгоритмы, которые обрабатывали информацию, поступающую от сейсмических волн. Это упростило поиск подземных запасов нефти.

Будучи музыкантом в прошлом, Хильдебранд обнаружил, что его методы интерпретации сейсмических данных могут быть использованы для анализа и изменения аудио. Это не кажется столь невероятным, если вспомнить, что звук имеет волновую природу.

До изобретения Авто-Тюна музыкальные инженеры считали, что автокоррекция непрактична, поскольку требует огромных компьютерных мощностей. С помощью математики Хильдебранду удалось упростить процесс, и в 1997 году состоялся первый релиз программы Auto-Tune.

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

В 1998 году Шер выпустила трек “Believe”, которому удалось надолго занять верхние строчки хит-парадов в разных странах:

Песня прославилась особым звучанием голоса, которое стали называть «эффект Шер». Причём тут Авто-Тюн? А дело в том, что это один из вариантов его использования. Если одно из значений при работе с программой выкрутить на максимум, то мы без труда получаем это роботоподобное звучание. Вот три фразы из песни, которые я воспроизвела с тем же эффектом:

После песни Шер металлические переливы голоса стали трендом. В 1999 даже Алла Пугачёва записала танцевальный трек «Осторожно, листопад«, где различимо использование Авто-Тюна. Этот звук пытались пародировать, ритмично ударяя себя кулаком в грудь :) , а вскоре из поп-музыки эффект перекочевал и в другие жанры. С 2000-х Auto-Tune активно используют хип-хоп и R&B исполнители, например, Снуп Дог или Канье Уэст.

В 1998 простые слушатели не догадывались, что «эффект Шер» — результат использования Auto-Tune, и что эта программа позволяет корректировать тон в реальном времени. То есть артист стоит на сцене, спокойно лажает, а зритель об этом не догадывается, потому что слышит обработанное на лету исполнение. В ответ зрители, естественно, стали считать, что их обманывают, и начали сомневаться в профессионализме артистов.

Так выглядит окно программы Auto-Tune.

Шер, Бритни Спирз, Лил Уэйн и другие подвергались критике за использование Auto-Tune во время своих выступлений. В 2010 представители телевидения Великобритании подтвердили, что используют Auto-Tune на «Х-факторе». После скандала организаторы шоу официально запретили использование Auto-Tune в будущих эпизодах.

Что и говорить, большинство считает, что использование корректировки тона означает, что артист даже в ноту попасть не может… В 3-м эпизоде 18-го сезона мультсериала «Южный парк» была показательная шутка про Авто-Тюн (видео на английском): Рэнди Марш признаётся своему сыну, что популярная певица Лорд — это он, и что все свои записи он делает сидя в туалете, а потом просто обрабатывает их, используя Авто-Тюн. Поражённый услышанным, Стэн Марш падает в обморок.

Стэн смотрит, как отец работает над записью. Кадр из мультфильма.

ЧТО ЖЕ ХОРОШЕГО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ АВТО-ТЮНА И ЕМУ ПОДОБНЫХ?

В последние 20 лет произошёл качественный скачок в индустрии звукозаписи, и способствовали этому во многом разработки, подобные Auto-Tune. Например, широко известна программа Melodyne, авторы которой не раз были награждены за вклад в развитие звукозаписи.

Представьте себя на месте музыканта. Вы записали на 99% хорошее соло, неважно, вокал это, гитара или другой музыкальный инструмент. Вам наверняка будет досадно, что 1% не получился, хотя вы всё отработали на репетициях. Записывать всё заново? — Да, так и поступали раньше. Люди не могут всегда всё делать правильно, и в этом случае инструменты звукорежиссуры позволяют сэкономить немало времени.

Ещё одним интересным применением программ коррекции тона является звуковой анализ речи, а тот самый «эффект Шер» стал ни много ни мало приёмом художественной выразительности.

В 2010 Канье Уэст записал альбом «808s & Heartbreak». Auto-Tune используется в этой работе как средство для выражения глубокой опустошённости и боли, охватившей исполнителя после смерти матери. На фото обложка альбома.

Мне как-то довелось принять участие в небольшой записи, сделанной во время корпоратива. Нам с коллегами предложили спеть по несколько строчек из «Песенки шофёра». Предлагали всем желающим, независимо от того, насколько человек чувствовал себя уверенным в вокале. Примерно через час работа была готова:

Многие чувствовали себя не в своей тарелке, волновались или стеснялись, что не всё получилось так, как хотелось бы. Чтобы облегчить задачу исполнителям, звукорежиссёр позволял петь каждому в удобной тональности. То есть в итоге ему нужно было не только исправить фальшивые ноты, но и привести всё записанное к общему знаменателю. Как вы уже догадались, без Авто-Тюна сделать это было бы невозможно. Результат порадовал всех участников, и ролик остался приятным воспоминанием о празднике. На мой взгляд, в подобном использовании программы тоже нет ничего плохого.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Итак, Авто-Тюн запустил волну изменений в мире звукозаписи и стал, наряду с другими программами коррекции тона, незаменимым инструментом в арсенале современного звукорежиссёра. Однако его существование не означает, что уметь петь или играть теперь необязательно. Звукорежиссёры в студиях задействуют множество самых разных инструментов, чтобы соответствовать нынешним стандартам музыкальной индустрии, но использовать автокоррекцию на концертах, как и петь под фонограмму, — признак плохого тона.

Слушатели стали более искушёнными и требовательными. Мы готовы принять неидеальность любимого артиста, но не хотим быть обманутыми, так что живой звук без использования автотюна стал одним из знаков качества на концертах современных исполнителей.

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Believe_(песня_Шер)
https://en.wikipedia.org/wiki/Auto-Tune

Поделиться: