Когда музыка становится отвлекающим фактором

Это вольный перевод статьи. Вот ссылка на источник и 1-ю часть перевода.

Иногда музыка помогает вам учиться. В другой раз — только мешает. Что же происходит, и почему научные исследования так отличаются?

В прошлый раз я рассказала об исследованиях, которые показывают, что в определённых ситуациях небольшое преимущество сохраняется за теми, кто слушает музыку, когда занимается. Но что если вы вообще не можете заниматься с включённой музыкой? Что если вам нужна абсолютная тишина, чтобы сконцентрироваться?

Что вы учите?
В зависимости от того, над чем вы работаете, музыка может упростить или усложнить задачу. Если вам надо вникнуть в суть того, что вы запоминаете, вам помогут песни об этом. Если же вы просто хотите, чтобы музыка играла фоном, подумайте, что за музыку вы слушаете и какой вид работы делаете.

Музыка или тишина?
В прошлом посте я упомянула исследование, которое обнаружило практически полное отсутствие влияния фоновой музыки на людей, выполняющих задания по запоминанию, и несколько других исследований, в которых был зафиксирован положительный эффект жизнерадостной музыки на решение креативных или пространственных задач. Итак, что же делать, если вы не уверены? Исходя из того, что я написала в этом и предыдущем посте, выходит, что лучше включить музыку, т.к. она либо не повлияет совсем, либо окажет положительное воздействие. Однако я ещё не всё рассказала. Музыка способна и отвлекать, и отрицательно влиять на вашу способность к усвоению того, что вы изучаете.

Музыка занимает вашу оперативную память
Некоторые люди вообще не могут заниматься, если звучит фоновая музыка. Об этом уже упоминалось в одном из исследований, которое я цитировала в первой публикации. Леман и Сеуферт в своей работе говорят об этом так: “Основываясь на результатах этого исследования, мы не можем рекомендовать занятия в сопровождении фоновой музыки.” Они указывают, что люди с небольшой оперативной памятью особенно заметят разницу в обучении при включённой фоновой музыке. Это потому, что музыка занимает часть вашей памяти. Когда вы слушаете песню, вы быстро запоминаете её текст, который только что услышали (даже если потом вы его забудете). Если вам к тому же нужно усвоить домашнее задание, то вы будете выполнять сразу две задачи, использующие ресурсы вашей оперативной памяти, и это может оказаться слишком сложным.

Музыка как отвлекающий фактор
Несколько исследований показывают, что музыка мешает, когда вы пытаетесь что-то учить. Отвлекающее влияние она оказывает на интровертов [прим.: в исследовании по ссылке речь идёт о поп-музыке] и на начинающих водителей. Она также мешает пониманию прочитанного, особенно если музыка громкая и быстрая. Итак, несмотря на то что я упомянула в прошлой статье, что подвижная музыка может помочь в решении задач на пространственное мышление, другие исследования утверждают, что такая музыка затрудняет выполнение задач на понимание прочитанного. А что если вы делаете домашнюю работу по математике, и нужно одновременно понять прочитанное и использовать пространственное мышление? Музыка или тишина? Почему это так сложно, почему нет простого ответа?

Как вам интерпретировать все эти исследования?
Одно единственное исследование не может рассказать вам всё, что нужно знать о влиянии музыки на процесс обучения. В прошлый раз я упомянула, как одна статейка меньше, чем на страницу и всего с 36 испытуемыми оказалась совершенно вырвана из контекста и превратилась в широко распространённую веру: «Если слушаешь Моцарта, то каким-то образом становишься умнее». Это всего одна статья из множества. Если какая-то статья особенно интересна, за неё могут ухватиться журналисты, её могут упомянуть в СМИ. Они расскажут об этом с «новостной» точки зрения: опубликовано новое исследование. Но учёные не рассматривают всякую научную статью как большую новость: каждая статья — это всего лишь кусочек паззла.

Когда я писала эти два поста, я выбрала статьи, которые демонстрировали именно то, о чём я говорила. И хотя я написала о нескольких исследованиях, а не об одном, материал всё равно нельзя назвать беспристрастным. В прошлый раз я показала вам, как музыка помогает вам учиться, а сейчас говорю, что она также может и мешать. Правда где-то посередине.

Чтобы получить лучшее представление о коллективных результатах исследований, ищите специальные научные материалы, которые называются «обзор», «систематический обзор» или «метаанализ». Они обобщают большое число научных статей и дают лучшее представление о том, что происходит. Например, я нашла этот обзор, резюмирующий несколько исследований о влиянии музыки на процесс обучения и на здоровье. Там упоминается, что в целом заметен положительный эффект “предпочитаемой музыки” на некоторые формы обучения. А этот метаанализ посвящён исключительно фоновой музыке. В нём говорится, что, согласно некоторым исследованиям, фоновая музыка воздействует положительно, а согласно другим — мешает. Но там также и отмечается, что все эти исследования изучали немного разные вещи. Когда они приняли во внимание всё разнообразие факторов, их вывод был, что «фоновая музыка мешает чтению, оказывает небольшое отрицательное влияние на память, но положительно сказывается на эмоциональных реакциях и улучшает спортивные достижения».

Вот так-то. Иной раз музыка мешает, а в другой раз она же поможет. Я уверена, что вы уже выработали для себя решение, когда вам лучше слушать музыку, а когда стоит побыть в тишине.

Поделиться: