Помогает ли музыка учиться?

Перед вами вольный перевод статьи. Ссылка на источник внизу.

Слушаете ли вы музыку, когда занимаетесь? Кто-то делает это постоянно, а кто-то не выносит. Что на эту тему говорит наука?


В течение многих лет, несколько исследовательских групп изучали, какой эффект музыка оказывает на обучение и помогает ли она сосредоточиться. Эти исследования различаются: они рассматривают разную музыку, разное обучение, разные объекты исследования, и методы исследований тоже используются разные.

В этом посте я остановлюсь на исследованиях, показывающих положительный или нейтральный эффект музыки для обучения. В следующем посте будет больше информации об отрицательном или нейтральном воздействии. В общем имейте в виду, что, как всегда это бывает с научными изысканиями, одна публикация не освещает всех аспектов темы.

Сделайте музыку частью образовательного процесса
Один из типов исследований включает запоминание вещей и дальнейшее их вспоминание. Так вы бы изучали список словарных слов, биологические сведения или исторические факты, например. В одной научной работе этого года исследователи из Ульмского университета в Германии тестировали, имеет ли значение, как именно вам понадобится взаимодействовать с информацией, которую нужно выучить. Есть ли разница между чтением текста, восприятием на слух проговариваемого слова или песни? Исследователи Янина Леман и Тина Сеуферт (Janina Lehmann, Tina Seufert) обнаружили, что проще всего было запомнить текст, если вы его читаете, но люди, которые слушали его как песню, лучше понимали его суть.

Вот что за идея стоит за обучающими песенками. Когда учащиеся поют о предмете, который изучают, они больше включаются, и связь со знанием улучшается. Этот метод используется в изучении языков, но и для предметов, которые в меньшей степени полагаются на запоминание, и в большей — на понимание, например, в точных науках.

Но что если музыка не связана с тем, что вы изучаете? Помогает ли музыка сконцентрировать внимание?

Фоновая музыка во время занятий
Когда музыка не относится к изучаемому вами предмету, ваш мозг одновременно выполняет две отдельных задачи: изучает предмет и слушает музыку. Музыка, которую вы слушаете, может изменить ваше настроение, и это облегчит ваши занятия, если музыка вам нравится. Но музыка может и отвлечь вас от труда. Леман и Сеуферт, упомянутые выше, также исследовали роль фоновой музыки.

Они наняли 81 волонтёра (все — студенты университета) и разделили на 2 группы. В одной группе студенты занимались в тишине, а в другой — слушали музыку во время занятий. Исследователи хотели изучить, как музыка влияет на память, но они не увидели разницы в том, как каждая из групп запоминала изучаемый материал. Напрашивается вывод, что фоновая музыка не имела особого влияния в этом случае. Но учёные увидели корреляцию с тем, как хорошо испытуемые поняли то, что учили: студенты с хорошо работающей памятью были более способны к обучению во время проигрывания музыки. Исследователи полагают, что для других участников музыка скорее явилась отвлекающим фактором.

Гипотеза о пробуждающем эффекте
Одна из теорий, почему некоторые люди предпочитают включать фоновую музыку, это гипотеза о пробуждающем эффекте. В основе этой гипотезы лежит идея, что ритмичная жизнеутверждающая музыка улучшает ваши способности к решению задач. Исследователи, которые первыми тестировали эту гипотезу, использовали одну и ту же сонату Моцарта в более быстром или более медленном темпе, в миноре или мажоре. То есть участники эксперимента слушали одну и ту же музыку, но с разными характеристиками. Они обнаружили, что более быстрая мажорная версия произведения положительно влияла на решение пространственных задач. Другое исследование также обнаружило влияние жизнерадостной музыки на решение креативных задач. Так, влияя на наше состояние во время обучения, музыка проявляет ещё один аспект своего воздействия.

Существует ли эффект Моцарта?

Вольфганг Амадей Моцарт

В описанном выше эксперименте исследователи выбрали фортепианное произведение Моцарта специально для того, чтобы проверить так называемый «эффект Моцарта». Идея его в том, что когда слушаешь Моцарта, становится легче решать пространственные задачи. Эта теория возникла из очень короткого исследования 1993 года, в котором изучались всего 36 испытуемых (студенты университета) и в котором Моцарта не сравнивали ни с одним другим композитором. Испытуемые либо слушали произведение Моцарта, либо расслабляющие записи [прим. пер.: инструкции, предназначенные для снижения кровяного давления], либо пребывали в тишине. Тот факт, что студенты, слушающие музыку, немного лучше справились в этом скромном исследовании, ещё ничего не говорит о влиятельности музыки Моцарта в частности —  просто исследователи выбрали его музыку в качестве проигрываемого аудиоматериала.

Прим. пер.: соната ре мажор для двух фортепиано, К. 448. Именно её в течение 10 минут слушали участники эксперимента, который дал жизнь идее об эффекте Моцарта.

Но исследование зажило своей собственной жизнью. Не прочитав оригинальную статью, люди ухватились за неё, изменили суть и преувеличили значение, превратив в идею, в которую многие поверили: «Музыка Моцарта делает детей умнее«. Да, все эти пространные интерпретации произошли из одного крайне раздутого исследования. Итак, нет, музыка Моцарта НЕ сделает вас умнее. А вот ритмичная светлая музыка может упростить выполнение некоторых задач.

Смущены всеми этими неоднозначными исследованиями? По-прежнему не уверены, упрощает ли музыка обучение? То ли ещё будет! Скоро я расскажу вам такое, от чего вы ещё больше запутаетесь… Не переключайтесь :)

Оригинал статьи (на английском)

Поделиться:
  • https://naturellement.ru/2018/07/%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b0-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%82%d1%81%d1%8f-%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d Когда музыка становится отвлекающим фактором — Naturellement

    […] Это вольный перевод статьи. Вот ссылка на источник и 1-ю часть перевода. […]