Вокальные заметки: артикуляция

Прошло много времени с тех пор, как я опубликовала вокальную заметку о дыхании. На самом деле, индивидуальные занятия вокалом я некоторое время назад прекратила (сейчас работаю только в хоре) и делать записи в тетради — тоже. В общем я просто забыла о том, что собиралась делиться опытом, полученным на занятиях по вокалу. Получилось так, что сегодня я наткнулась на ту самую тетрадь и смутно припомнила о том, что в блоге я начинала что-то на эту тему. Итак, продолжаю.
Артикуляция от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу.
Очень долго я не могла разобраться, какая разница между дикцией и артикуляцией. Для меня это были просто синонимы, так что в результате я перестала заморачиваться на эту тему. Однако, разница всё же есть. Формулируется она вот так:

Артикуляцией называются действия и расположение органов речи для воспроизведения звуков, слогов и слов. Артикуляцию принято делить на внутреннюю (работа органов дыхания и органов внутриглоточной полости) и внешнюю (участие органов полости рта, нижней челюсти, языка, губ), что относится к понятию дикции.
Хорошая дикция — это чёткое, ясное, разборчивое произнесение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания, и (внутренней) артикуляции в целом. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки. При пении недостатки дикции выявляются сильнее и доставляют слушателям больше неприятных ощущений, чем дефекты речи в разговоре.

Теперь к моим записям в волшебной тетради:

— произнесение согласных звуков должно быть ясным, даже утрированным;
— согласные должны помогать дыханию «выносить» за собой гласные;
— звонкие согласные не должны быть оглушены;
— согласные должны быть твёрдыми, язык — острым;
— язык и мышцы рта для хорошей артикуляции всё время совершают работу, поэтому если у вас, например, устали щёки, то это признак добросовестного вокального труда :) ;
— гласные должны быть максимально удлинены, а согласные, наоборот, укорочены, т.к. распеваем мы именно гласные.

Конечно, все советы относительны, если вы занимаетесь эстрадным вокалом. Почему? — Самое главное в эстрадном вокале — чтоб звучало красиво, неважно какими путями вы этого добиваетесь. Можно и согласные распевать, как Высоцкий, можно и с плохой дикцией петь, как многие современные исполнители, можно и шептать, а не петь. Учиться хорошей артикуляции несомненно нужно, если вы хотите, чтобы петь вам стало легче. Так вы точно расширите свои возможности.

Самые простые советы по улучшению артикуляции — учить скороговорки.

Поделиться: